"Марфа, Марфа! Ты заботишься и печешься о многом, немногое же нужно" Всякий квилтер рано или поздно встает перед выбором: чем работать? Нужно ли для начала купить все линеечки, ножички-ножнички и ниточки, указанные в инструкции? Если да, то где их взять? Продвинутые лоскутницы проводят время в охоте за редкими и, наверное, нужными вещами, о которых слышали, видели и просто мечтали. Проблема в том, что даже при неограниченном кредите в банке и стопках лоскутных каталогов всего не купишь, и разрекламированные приборчики будут использоваться только как темы для разговоров ("А что это у вас там лежит?"). Не забывайте, что в старину (да и сейчас частенько) квилтерки творили, имея в своем распоряжении ножницы, иголку и старые ситцевые платья (соотв. старые шелковые кимоно). Так что, если у вас чего-то нет, это не повод прекращать (или не начинать) работу. Я попытаюсь обобщить свой опыт и свои накопления по части лоскутных приспособлений. И вот еще что: раньше в книгах кулинарных рецептов в разделе, где рассказывалось о различных продуктах и их свойствах, говорилось также, чем заменить тот или иной компонент, например, черную патоку или ананасы. В новых книгах такого нет, а зря. Я попытаюсь по возможности указать лоскутные "заменители". Итак, начинаем. Роликовый нож, он же rotary cutter. Я не помню моделей, для которых вместо него не годились бы ножницы. И все же! Он настолько облегчил работу, что это можно назвать революцией в пэчворке. Известные мне фирмы-производители: OLFA (они этот нож начали выпускать первыми), Clover, Fiskars, Prym. Бывают с лезвиями диам. 45 мм (стандарт, необходимо иметь) и 25 мм, а также с фигурными лезвиями для зигзага. Еще есть разновидности для вырезания кругов произвольного (не слишком большого) диаметра, для синели, и, наверное, еще много чего. Я купила в свое время нож для синели - лежит мертвым грузом. Итак, необходим стандартный нож с лезвием 45 мм. К ножу обязательный компонент - коврик-подложка, или rotary mat. Он self-healing, т.е. "самозаживающий" - практически не портится от разрезов. Бывают разных размеров, бывают поворотные (на случай, если вы тщательно разложили все детальки и для каждого нового разреза не хотите бегать вокруг стола). Для меня идеальным стал коврик OLFA разм. 60 х 45 см. Он размечен с двух сторон: на одной сантиметры, на другой дюймы. Это крайне важно для меня, т.к. линейка (см. дальше) у меня одна - сантиметровая. Есть еще специальные клипсы для соединения двух ковриков в один больший. Третья часть триптиха - линейка. Долгое время я обходилась без нее, пользуясь обычной достаточно длинной, так что можно. Но неудобно, лучше расколоться еще и на линейку. Линейки всегда прозрачные, из прочного (на разрез, а не на разбивание) пластика, разметка в дюймах или в сантиметрах. Если вы, как и я, используете и дюймы, и сантиметры, нужны или две соответствующие линейки, или разметка на коврике, что хуже (на коврике все-таки рано или поздно остаются следы от постоянных разрезов).Размеры (приблизительно) 15 х 60 см (оптимальный), 5 х 60 см, 15 х 15 см (с треугольной разметкой, очень удобна для прямоугольных треугольников) и всякие другие. У меня Omnigrid с сантиметровой разметкой 15 х 60 см. Ножницы. Необходимы: большие портновские ножницы, как можно лучше. Все перечисленные производители ножей предлагают и ножницы. Есть еще от Gingher, дорогие. Я еще в Харькове купила ACME Titanium Ultra, довольна. Еще нужны меньшие ножницы - для бумаги (выкройки, шаблоны), для ниток. Сейчас модны "щипчики" на японский манер. Вне Японии - ужасно дорогие и не предмет первой необходимости (хотя я бы хотела - для души, в свете моих японских увлечений). Особо нужно иметь маленькие очень острые ножницы с прямыми концами - для аппликации и других тонких работ. Многие, наверное, уже прикупили себе дорогие "цапельки". Я тоже, но Gingher лучше. На ножницах тоже лучше особо не экономить. Да, и НЕ РЕЗАТЬ бумагу ножницами для ткани!!! Инструменты для разметки. Этими громкими словами я называю разные маркеры, карандаши, мелки и т.п. Мне известны следующие: Несмываемые маркеры - тонкие, для раскроя по шаблонам и т.п., Линия разметки все равно уйдет в припуски. Важно, чтобы линия не линяла при стирке (и не портила квилт), и чтобы давление на ткань было минимальным - по этой причине я не люблю использовать для разметки карандаши. Можно проверить несколько разных ручек - гелевые, чернильные и т.п., - и найти подходящую. Trick markers, т.е. необычные маркеры. Вот их-то лучше купить. Но не все! Те, которые хорошие, стоят дорого, а со временем, как всякие фломастеры, высыхают. Поэтому надо решить, что нужно персонально себе, любимой. Бывают маркеры с самоисчезающими (через какое-то время, не со всех тканей) линиями. Бывают с водорастворимыми линиями - необязательно стирать, можно просто увлажнить. Мне повезло: я купила маркер от Clover специально для темных тканей - он очень четко проявляется на ткани через 1-2 мин после нанесения, а исчезает при увлажнении или при утюжке. Все это великолепие используется большей частью для нанесения на квилт рисунка стежки - не всякий квилт по окончании стирают, а на готовом квилте линий разметки быть не должно. Меловые карандаши - выглядят как механические карандаши, вместо грифелей - мелки. К ним можно найти отдельно мелки-стержни. Но мне как-то хватает вышеуказанных маркеров. Все попытки наносить любыми мелками и карандашами рисунок стежки не увенчались успехом. Серебряный карандаш - если верить "Бурде", стежка по рисунку, нанесенному таким карандашом, выглядит "подсвеченной изнутки" (вранье). Для ручной стежки квилта необходимы специальные иголки. Я подчеркиваю, необходимы. Это так называемые "between" (один из признаков настоящего квилтера: для него between (букв. "между") не предлог, а имя существительное). Они короткие (ок. 2,5-3 см), очень острые и очень прочные, не пружинят при прохождении через лоскутный "сэндвич" - если вам в лицо когда-нибудь летела спружинившая при стежке иголка, вы меня поймете. Чем короче иголка, тем больше стежков одновременно можно набрать при ручной стежке. Странно, но верно. Булавки - много и очень острые. Я никак не могу привыкнуть к булавкам с маленькой ("булавочной?") головкой - все время нажимаю вместо головки на острие с вытекающими последствиями. Пластиковые головки-шарики плавятся под утюгом и не плоские, а это мешает. Последний писк - "flower pins", булавки с плоской головкой в форме цветка. Очень дорогие, и их мало в упаковке. Я пользуюсь привезенными с Украины булавками с загнутыми проволочными головками. Английские булавки, те, которые застегиваются. В лоскутном шитье используются для соединения слоев квилта вместо сметывания. Ребята, наши "совковые" не годятся - тупые. Есть специальные для квилтов - они изогнутые (чтобы плоско лежали при скалывании трех слоев), острые и дорогие. Я лично видела "сметывание" булавками. Это, конечно, намного удобнее, чем сметывать - в случае чего булавки проще переколоть, чем заново сметать сместившиеся при стежке слои квилта. Но я спрашивала у специалисток, и они сказали: лучше сметывания ничего нет. Кроме того, не все ткани достаточно прочны, чтобы выдержать скалывание булавками. И по слухам, булавки мешают при машинной стежке. Короче, я пока обхожусь без них. Наперсток - вещь совершенно необходимая при ручной стежке. Нас, бедных, в школе не научили шить с наперстком, и теперь мы должны в муках осваивать это искусство. Умные люди говорят, что нужно два наперстка - для среднего пальца правой руки (проталкивать иголку) и для среднего пальца левой (ловить острие с изнанки квилта). Подробнее это разъяснено в статье "Как улучшить ручную стежку". Бывают наперстки из кожи (не знаю, чем лучше), бывают специально для длинных ногтей, бывают одноразовые приклеивающиеся. Говорят, можно просто обмотать палец изолентой, но не знаю, как это сработает для указанной в статье техники. Пяльцы и рамы для ручной стежки. Мое мнение, подтвержденное опросом специалистов: можно и без них. Это не от бедности, проблема в другом: мои стежки идут сверху вниз или слева направо, как быть при изменении направления? Квилтерки-амиши традиционно стегают квилт, растянутый в раме, но они умеют стегать во всех направлениях. При очень большом желании и упорстве можно попасть на курс такой стежки, но мне пока не удалось. Пяльцы для квилтинга большие (35-50 см в диаметре) с винтом, позволяющим закрепить три слоя квилта. Так что обычными вышивальными их не заменишь. Рамы, на которых квилт сворачивается в рулон так, что остается только полоса для стежки, стоят в Америке ок. 400 $. Они для профи, не для любителей, тратящих на стежку 15 мин - 1 час в день. Все мои немецкие и американские знакомые "ручные" квилтерши стегают в пяльцах или без них, но не на рамах. Нитки. При ручном ли, при машинном шитье - должны быть максимально прочными: кому хочется, чтобы гнилые нитки испортили многомесячную работу? Полиэстер, говорят, немного тянется - достаточно, чтобы многочисленные швы квилта немного расползлись. Оптимально - полиэстер, обвитый хлопком. Хорошо, конечно, шить нитками Gütermann, Madeira или Dual Duty. Но можно и подешевле найти - в нитках, как и везде, львиную долю стоимости составляет доброе имя фирмы. Я покупаю оверлочные нитки в бобинах по 1000 м, в основном подходят. Для ручной стежки хорошо бы нитки вощеные. Не надо покупать специальный дорогущий воск для квилтеров! Свечной огарок тоже сгодится. Те же Dual Duty, конечно, хорошо, но свой джинсовый квилт я вообще нитками ирис простегивала! Last but not least, последнее по смыслу, но не по значению. Швейная машина. На эту тему любая квилтерка может говорить бесконечно. Мое мнение: лучше надежная, чем навороченная. Для сшивания лоскутных деталей, все знают, достаточно прямой строчки. Все декоративные стежки - ничто, если машина неравномерно продвигает лоскутный "сэндвич". Лапки для квилтинга не намного лучше наклеенного на игольную пластину ограничителя из лейкопластыря. У меня - Janome 6125 Quilter Companion, купленная в Украине. Классическая "красная" сборка, т.е. машина собрана неизвестно где неизвестно кем. Комплектность неплохая, но от машинной стежки пришлось отказаться. В идеале хотелось бы Бернину, причем швейцарской, а не советской, сборки. PFAFF нужного класса стоит 1700 EUR, и ничего особенного. Единственная "примочка" для швейной машины, о которой стоит говорить и мечтать - это приставной столик: он существенно расширяет игольную пластину и увеличивает плоскую поверхность, на которой лежит простегиваемый квилт, что жизненно важно для больших одеял. НО! Слыхали ль вы о столе для швейной машины от фирмы Coala? Мало того, что в нем мильярд ящичков для всего, что когда-либо может понадобиться при шитье, мало того, что в него упаковывается и на нем стоит машина, а при необходимости и оверлок. Производители подстраивают его под вашу швейную машину, так что при необходимости весь стол находится на высоте игольной пластины! Весь стол + машина = плоская поверхность для стежки!! Опять же, закончив стежку, машину можно поднять до "нормального" уровня или спрятать в стол. И более того, если вы покупаете новую машину, стол переоборудуют под нее (без доплаты)! Я это чудо видела своими глазами. Есть многое на свете, друг Горацио. Есть сувенирчики: перстень или кулон с лезвием для отрезания нитки от Clover; юбилейный нож с серебряным (или посеребренным) лезвием от Prym; те же "цапельки". Есть "костыли" для начинающих: готовые шаблоны для стежки или лента "Tiger tape" для равномерной ручной стежки. Некоторые вещи, предлагаемые для квилтерок, нужны только узким специалистам, например (для меня - поклонницы японской техники плетения): металлические полоски для разглаживания "трубок" из ткани или клипса для протягивания этих трубок. Но повторюсь: все не купишь, и не нужно. (Вообще я подметила закономерность: мудрые японки придумывают, вспоминают или заимствуют какую-нибудь технику, разрабатывают для нее абсолютно новые и совершенно незаменимые инструменты, а когда все кидаются их покупать, японки уже далеко впереди и изобретают что-то новенькое.) Некоторые вещи я бы вообще не советовала покупать, например:
|
|
Заходите: |
Пишите
мне:
lerusisik@mail.ru |
|||