Продолжение
Так. Наконец-то я добралась до Йоко Сайто. В этом году у нее тоже юбилей - 30 лет лоскутной деятельности. По этому поводу она привезла не свои квилты, а квилты своих учениц. К их чести надо сказать, что они ошеломляли не хуже квилтов "сэнсэя" Йоко. Журнал "Квилтмания" перевел несколько книг Йоко на французский язык, и она их там подписывала. Жаль, я не догадалась свои захватить, на японском языке. Все квилты были как обычные японские квилты - дыхание захватывает, стараешься разглядеть и запомнить мельчайшие детальки, и т.п... но один квилт навсегда останется в моем сердце, и это не пустые слова. Представьте: я стою, одна-одинешенька русскоговорящая среди квилтерок со всей Европы перед стендом японки, и за ее спиной висит такой квилт:
Народ толпится, фотографирует квилт вовсю, но они ведь, с большой вероятностью, даже не понимают, что за симпатичные зверюшки там изображены. Позже я поинтересовалась: "Ежик в тумане" в Японии чрезвычайно популярен, в 2003 на тамошнем анимационном фестивале его объявили лучшим фильмом всех времен и народов. Возможно, тогда у неизвестной нам квилтерки и родился замысел такого экстраординарного квилта. Как всегда, если японцы берутся за дело - они делают лучше оригинала, в данном случае я имею в виду потрясающую прорисовку темноватых цветов мультика. Однако я увлеклась, простите, очень Ежика в тумане люблю. Выйдя из Espace des Tisserands, я почувствовала, что главное сделано и теперь можно неспешно осмотреть остальные экспозиции. Они раскиданы по церквушкам и общественным зданиям Сен-Мари-о-Мин, я упомяну некоторые из выставок. Вторым почетным - заокеанским - гостем фестиваля была Новая Зеландия, уже во второй раз. С венгерской выставкой новозеландскую роднило восхитительное разнообразие техник и неизменное техническое совершенство..
Любители арт-квилтов просто обязаны были посетить выставку мэтра и динозавра от квилтинга - Майкла Джеймса. Он начинал с прославивших его полосатых квилтов скорее в классическом стиле, но позже полностью ушел в арт-квилты. Насколько я знаю, он преподает текстильный дизайн в университете, там у него стоит специальный принтер для ткани, способный печатать здоровенные полотнища - основа его поздних квилтов. На выставке среди других были его знаменитые квилты "Lover's Knot", а также его новая коллекция. (Как-то плохо передают маленькие фотографии все впечатление от квилтов М. Джеймса. На всех фото - только фрагменты квилтов) Из других арт-квилтеров я попала только на выставку двух английских квилтерок: "Путешествия" Сандры Мич и "Воспоминание и выражение" Кристин Ресталл. Кристин использует в своих работах ограниченное число тем, к которым она возвращается снова и снова. На выставке были квилты на темы моря, следов человека, а также мест и событий, важных для самой мастерицы.
У меня еще оставалось время, и я поехала на "челноке" в соседний Сен-Круа-о-Мин. Там были дизайнеры одежды, но фотографии были строго запрещены (поверьте, зря - ничего сверхъестественного, хотя и интересно), поэтому я от них ушла и попала на виллу Буррус. Помните, я говорила, что Сен-Мари-о-Мин расцветает от лоскутных фестивалей? На вилле Буррус тому есть непосредственное свидетельство - лоскутный сад. Цветы и травы честно высажены в соответствии с традиционными лоскутными блоками. Очень миленько, завлекает туристов. Внутри виллы меня ожидало потрясающее лоскутное открытие, о котором надо отдельно и долго рассказывать - квилты Gee's Bend. Совсем коротко: это негритянские квилты из Алабамы, из небольшой общины, связь которой с остальным миром была чрезвычайно затруднена (есть такие глухие места в Америке). Искусствоведы, открывшие эти квилты, были потрясены их цветовым магнетизмом, квилты сравнивали с работами Матисса и Пауля Клее. Представлены были не старинные квилты - старинных практически не осталось, они шились как чисто утилитарные и использовались до последнего, - а работы современников. Многим они не понравились, но не мне: меня они очаровали.
Бывалые лоскутные путешественницы планируют налет на торговые ряды на самый конец дня, еще лучше - на последние 30-45 минут до 18.00, когда все закрывается. Таким образом у них есть шанс сохранить хоть немного денег - потому что и за такой короткий срок они умудряются ухлопать все наличные деньги и залезть на кредитную карточку. Мне было проще: я и не собиралась покупать ничего, кроме книг: только на крупных выставках есть возможность перед покупкой пролистать книги и выбрать ту, единственную... или четыре единственных (японских), как я. На самом деле и в торговом центре было множество интересных вещей и людей. Но мне, при моей скорости пробега, удалось сфотографировать только стенд Мартины Жарден (возможно, известной читательницам "Бурды-Пэчворк", мастер-класс Рейко Като и пару-тройку любопытностей.
Ровно в 18.00 , мы, уставшие и нагруженные, рванули к автобусу в родной Хайдельберг. Естественно, за один день много не увидишь: я не добралась до старинных шведских квилтов, не посмотрела квилты немецкой группы TEX 21, квилты-иконы из Италии и "Складки" из Франции - и это все только в Сен-Мари, а в городки Liepvre (даже не знаю, как это читается) и Ромбах-ле-Франк (это в нем когда-то выставлялись российские квилты) я и не надеялась успеть. Теперь главное - до следующего года четыре купленных книжки освоить. Все фото (и еще много других с выставки) в нормальном разрешении можно посмотреть здесь и здесь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Заходите: |
Пишите
мне:
lerusisik@mail.ru |
|||
|